
Евросоюз собирается разрешить государствам, не входящим в состав объединения, участвовать в будущих совместных европейских оборонных проектах. Как сообщает Reuters, в первую очередь, эти меры касаются США и Великобритании. Источники агентства отмечают, чтопроекты могут быть самые разные, к примеру, по совместной разработке вооружений. Однако участие стран, не являющихся, членами ЕС, будет возможно только в исключительных случаях.
Это решение имеет особое значение, поскольку фактически закрывает две главные проблемы для Евросоюза, связанные с его масштабным оборонным пактом «Постоянное структурированное сотрудничество» (PESCO). Основная цель программы — совместное финансирование, развитие и развертывание вооруженных сил.
Возможное подключение Великобритании к программе было прописано в самом начале этого процесса, а теперь идея вполне может получить реальное воплощение.
Конечно, если Лондон согласится пойти на это, при условии не слишком позитивных переговоров с ЕС о его выходе из объединения.По сути, больше всего США волновало то, что Брюссель усложнил доступ американских компаний для участия в европейских оборонных проектах. Вашингтон угрожал ввести торговые ограничения на оборонную промышленность ЕС, если эта ситуация не изменится.
При этом Евросоюз с обвинениями США был не согласен, отказываясь соглашаться с тем, что доступ к оборонным проектам был ограничен. Более того, в Брюсселе не видели никаких угроз для взаимодействия с НАТО или появления конкуренции.
Впрочем, разрешение на участие в проектах стран — не членов ЕС, как ожидается, должно снять этот вопрос с повестки. Хотя, возможно, в США также негативно расценят необходимость соблюдения определенных условий, которые пока до конца неизвестны.
Избирательный подход Европы
Подключение сторонних государств к европейским оборонным проектам источники Reuters сравнивают с находкой недостающей части головоломки.
Только вот такой доступ смогут получить далеко не все. Во-первых, в списке вряд ли будет Турция, несмотря на ее членство в НАТО и статус кандидата на вступление в ЕС.
С точки зрения европейских дипломатов, Анкара не проходит по требованиям оборонного пакта Евросоюза, который призывает все государства, не входящие в объединение, поддерживать и отстаивать европейские ценности для сотрудничества.
Кроме того, в списке, скорее всего, не будет России,
с учетом общего курса НАТО и США на «сдерживание» Москвы. Это вполне актуально и для PESCO, так как в Брюсселе считают программу в каком-то смысле дополнением альянса.
«Можно было бы представить себе, например, сотрудничество с ЕС в области киберзащиты или в сфере логистики, или же наши войска и специалисты могли бы поддерживать операции ЕС в третьих странах», — отмечал дипломат.
Примеры военного сотрудничества между Россией и Евросоюзом имеются: стороны кооперировались в рамках борьбы с сомалийскими пиратами, а также Москва поставляла Брюсселю вертолеты для миротворческой операции в Чаде.
План на единство
В рамках PESCO пока проходит 47 проектов, большая часть из которых была запущена два года назад. Они делятся на два типа: создание нового вооружения и повышение боеготовности сил. Помимо этого, программа включает 20 обязательств, которые взяли на себя государства-участники.
Во многом они перекликаются с НАТО, к примеру, стороны также обязали повышать свои расходы на оборону, что опять-таки вызывает недовольство США, так как они пытаются добиться этого от стран блока.
Среди ключевых проектов PESCO стоит выделить ряд инициатив в сфере военной мобильности. Речь идет о повышении пропускной способности транспортной инфраструктуры Европы, что необходимо для быстрой и беспрепятственной переброски военной техники на территории ЕС.
Направление этой переброски официально не уточняются, но европейские СМИ называют главной целью границы с Россией, которая с начала украинского конфликта в 2014 году воспринимается Брюсселем как одна из возможных угроз.
Собственного, этим отчасти оправдывается поддержка курса на «сдерживание» Москвы, хотя и с открытой возможностью для диалога.
К слову, говоря о европейских усилиях по совместным оборонным проектам, нельзя обойти стороной создание Европейского оборонного фонда, направленного на повышение конкурентоспособности европейской оборонной промышленности и эффективности развития военных технологий.
В мае Еврокомиссия предложила выделить €7 млрд на эту инициативу в семилетнем бюджете Евросоюза. Это решение — ответ на требования Германии и Франции по углублению военного сотрудничества внутри ЕС на фоне разочарования Берлина и Парижа в США.
Французский лидер уже два года говорит, что Европа должна иметь возможность защитить себя без США. Однако на данный момент создание армии ЕС выглядит несколько утопичным как минимум из-за отсутствия единого мнения на этот счет внутри самой Европы.
Для восточноевропейских государств поддержка НАТО и США дело решенное: они вместе с Вашингтоном требуют от Западной Европы выделять больше средств на оборону. Да и для Германии альянс пока сохраняет свою актуальность, что делает создание армии лишним. Второй момент — отсутствие средств для воплощения этой идеи, но его в будущем, скорее всего, может устранить оборонный фонд Европы.