
Однако теперь встаёт со всей очевидностью вопрос — а чем Россия ответит на этот вызов? Как было использовано прошедшее время для упрочения её позиций в космосе? В то время как у США будет четыре новых космических корабля (с учётом Orion, предназначенного в первую очередь для полётов на Луну), сколько новинок получит Россия?
Россия же по-прежнему использует космические корабли серии «Союз», первый из которых совершил полёт ещё в 1967 году. Стоит сказать, что более чем полвека эксплуатации не является чем-то однозначно негативным. «Союз» показал себя в высшей степени надёжным аппаратом. Если американцы из пяти «Спейс шаттлов» потеряли два и у них погибло четырнадцать астронавтов, то последняя катастрофа «Союза» с человеческими жертвами произошла в 1971 году. Вообще с позиций сегодняшнего дня видно, что «Спейс шаттл» был во многом тупиковым проектом, а результатом втягивания СССР в гонку многоразовых кораблей стали миллиарды рублей, потраченных на создание системы «Энергия» — «Буран».
По этой причине нет смысла бездумно копировать действия американцев, чтобы не нарываться во второй раз на подобную бессмысленную трату денег. К тому же следует чётко представлять, что Россия сегодня — это не сверхдержава, подобная СССР, у неё нет средств на состязание с Америкой в космосе на равных. Но при всём том РФ не может сдавать уже имеющиеся позиции. Имидж страны, первой запустившей искусственный спутник Земли, а также пославшей человека в космос, обязывает ко многому.
Первый серьёзный проект в России в постсоветское время — строительство космодрома «Восточный» в Амурской области — вылился в череду громких скандалов, связанных с разворовыванием денег. Если Байконур был построен в 1955–1957 годах, чуть более чем за два года — в безводной пустыни, с примитивными технологиями того времени, в стране, ещё не пришедшей в себя после войны, то «Восточный» строился совсем в иную эпоху, совсем с другой техникой. Но при этом от указа о начале строительства до первого пуска ракеты в 2016 году прошло девять лет. И сегодня космодром имеет в активе всего пять запусков за четыре года, что совершенно не оправдывает расходов на его строительство.
Что касается новых проектов, то в самой отдалённой перспективе имеется только один — корабль «Федерация», который должен заменить «Союз», но его будущее очень смутно и неопределённо. Неизвестно даже, совершит ли он когда-либо полёт, ибо по самым смелым официальным прогнозам он планируется на 2025 год, при этом дата всё время переносится. Понятно, что если «Федерация» когда-то и будет реализована, она к тому времени никак не сможет считаться «инновационным прорывом».
В любом случае Россия выбивается из такого выгодного бизнеса, как доставка космонавтов и грузов на МКС. Какой-то альтернативы американским проектам не создаётся и не планируется. «Федерация» вообще проектируется как средство доставки на Луну — опять-таки после американцев, которые планируют вновь высадиться там в ближайшие годы. Так что пропагандистский смысл проекта теряется вовсе. Напомним, что до «Бурана» огромные деньги в СССР были «вбуханы» в проект создания гигантской ракеты Н-1, предназначенной для полёта на Луну, куда она так и не отправилась. Таким образом, история словно подсказывает — никогда не стоит копировать американцев, нужно искать свои пути.
Учитывая те скромные средства, которые есть у РФ для космической программы, крайне важно сделать правильный выбор, на что их следует потратить. Это должны быть амбициозные программы, которые позволят России застолбить своё место в космосе сегодня. Возможно, это могут быть даже непилотируемые полёты, но связанные с достижением таких объектов в космосе и их исследованием, которые ещё являются неизученными. СССР проиграл США битву за «дальний космос». Америка первой достигла Меркурия, Юпитера, Сатурна и иных планет. Она застолбила за собой исследование Марса. Теперь, возможно, вернётся к этому сегменту. Также СССР упустил космическую астрономию — давайте вспомним, какой переворот в науке совершил телескоп «Хаббл». Это тоже может стать точкой приложения сил в настоящее время.
Россия крайне нуждается в проектах, которые помогут вернуть ей национальное достоинство в космосе. Поскольку космические полёты стали крупной отраслью бизнеса, РФ не может отставать и здесь. Раньше в Америке частные компании поставляли сами ракеты и аппараты, а запускала их NASA. Теперь концепция поменялась. Частные корпорации берут на себя и запуски, и их обслуживание, а Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства выступает лишь в роли распределителя средств. Эта революция должна произойти и в России. На повестке дня должен стоять приход крупного российского бизнеса в космос. И это государственная задача.